Выбор оптимального полуприцепа – одно из ключевых решений для любой транспортной компании, предоставляющей логистические услуги. От этого зависит в т.ч. эффективность перевозок, сохранность груза и, конечно же, экономическая составляющая.
Во время покупки важно учитывать как особенности груза, так и конструкцию техники. В статье мы разберём, как выбрать полуприцеп и какие есть разновидности этой техники
Существует несколько типов полуприцепов, конструкционно адаптированных под перевозку тех или иных грузов. Например:
Выбор зависит от характера груза, его веса и специфики транспортировки.
Ниже рассмотрим, какой полуприцеп лучше для тех или иных задач.
Шторные полуприцепы БОНУМ подойдут компаниям, которые регулярно работают с грузами разной формы и размеров. Шторная конструкция обеспечивает простой доступ к перевозимым материалам по всей длине полуприцепа. Его конструкция позволяет быстро выполнять боковую загрузку/разгрузку даже в условиях ограниченного пространства. Прочные шторы и усиленные крепления обеспечивают защиту груза от различных внешних факторов, исключая риски его повреждения в дороге. Для перевозок товаров, которые требуют оперативной и удобной погрузки, шторные полуприцепы БОНУМ станут оптимальным выбором.
Для транспортировки строительных материалов, оборудования и техники чаще всего используются бортовые и шторно-бортовые полуприцепы.
Бортовые модели удобны для погрузки и разгрузки как вручную, так и с использованием техники.
Шторно-бортовые полуприцепы, в свою очередь, защищают груз от погодных условий, при этом они удобны для боковой загрузки, например.
Такие полуприцепы часто используются для доставки кирпича, бетона, арматуры и других материалов, которые можно легко закрепить в кузове. Универсальные бортовые полуприцепы подойдут для предприятий, работающих в сфере строительства, а также занимающихся перевозками крупногабаритных грузов.
Для транспортировки жидких и вязких грузов, включая нефть, нефтепродукты, битум, бетон, а также иные жидкие химические вещества предназначены специальные полуприцепы цистерны. Их корпус изготавливается из устойчивых к коррозии материалов, а внутренняя часть может содержать перегородки для предотвращения перелива жидкостей в процессе движения.
Битумовозы рассчитаны на транспортировку вязких и высокотемпературных материалов, таких как битум. Поэтому конструкция цистерны битумовоза должна предусматривать в т.ч. наличие систем термоизоляции.
Так, например, корпус битумовозов БОНУМ оснащён усовершенствованной системой термоизоляции BONUM THERMO-Х, включающей утеплитель из минеральной ваты толщиной 150 мм с повышенным коэффициентом теплосбережения и экранирующим фольгированным слоем. Дополнительно применяется супердиффузионная влагозащитная мембрана с односторонней проницаемостью, которая выводит влагу из утеплителя и препятствует её попаданию извне.)Такая конструкция исключает затвердевание битума во время транспортировки, обеспечивая лёгкость выгрузки и сохранность свойств материала.
Цементовозы используются для перевозки сухих цементных смесей и других порошкообразных материалов. Эти модели оснащают компрессорной системой, позволяющей выгружать материал под давлением, что упрощает разгрузку и позволяет доставить материал до конечного пункта без его увлажнения. Благодаря герметичности и устойчивости к воздействию влаги, цементовозы предотвращают попадание конденсата и сохраняют качество груза.
Бетоновозы предназначены для транспортировки жидких бетонных смесей, которые необходимо доставить на строительные площадки в готовом к использованию виде. Для этого они оснащены вращающейся смесительной ёмкостью, которая поддерживает постоянное перемешивание бетона, предотвращая его затвердевание. Конструкция бетоновозов обеспечивает простую разгрузку смеси непосредственно на месте работы, что ускоряет процесс строительства и исключает потери материала.
Полуприцепы-бензовозы, созданы с учётом всех требований безопасности для перевозок легковоспламеняющихся жидкостей. Их конструкция включает стенки из прочных материалов, стойких к воздействию агрессивных сред и коррозии. Внутри такие цистерны часто разделены на отдельные отсеки, что позволяет перевозить разные виды топлива одновременно, а также минимизировать колебания и переливы жидкости при движении.
Для предотвращения утечек и обеспечения герметичности бензовозы оборудуются клапанами с системой аварийного перекрытия, а также вентиляционными устройствами, которые защищают груз от повышения давления. Устойчивость к температурным колебаниям и наличие систем защиты от статического электричества делают такие цистерны безопасными и надёжными при длительных перевозках бензина и других горюче-смазочных материалов.
Для перевозки зерна, песка, щебня потребуются специальные полуприцепы для сыпучих грузов. Обычно они имеют самосвальную конструкцию (например, как у самосвального полуприцепа БОНУМ) ,– которая позволяет легко разгружать сыпучий материал. Но есть варианты с простой (не самосвальной) выгрузкой – как с боковой (по правому или левому борту), так и с задней, например.
Для компаний, занимающихся перевозками зерновых, оптимальным вариантом станут специализированные полуприцепы-зерновозы. Эта техника не только вмещает большие объёмы, но и обеспечивает удобную разгрузку.
При выборе зерновоза следует учитывать, какие площадки используются для выгрузки. Например, для выгрузки на элеваторах лучше подойдут модели с задней разгрузкой, в то время как боковая разгрузка подходит для участков с ограниченным доступом.
Большой выбор зерновозов есть на заводе БОНУМ. Доступны как бортовые, так и самосвальные модели.
Имеются и весьма специализированные модели полуприцепов, разработанные под определенный вид грузов.
Например, полуприцепы для перевозки кабельных катушек или рулонов стали оснащаются так называемой коил-ванной. Эта конструкция имеет специальные углубления в полу, куда укладываются и фиксируются рулоны. Углубления обеспечивают надёжную фиксацию груза и предотвращают его смещение.
Когда полуприцеп не используется для транспортировки рулонов, коил-ванна закрывается крышками, образуя ровный пол.
Подобные полуприцепы подходят для перевозки катушек кабеля, стальных рулонов и других грузов, требующих фиксации в одной плоскости. Такого типа полуприцепы также выпускаются компанией БОНУМ.
Полуприцепы для контейнеров предназначены для удобной и безопасной перевозки грузовых контейнеров. Обычно у них нет бортов, а сам контейнер фиксируется на платформе специальными крепежами, называемыми твистлоками. Эти крепления удерживают контейнер, предотвращая его смещение при движении.
Одним из решений могут служить полуприцепы для перевозки контейнеров тягачами от компании БОНУМ.
Они подходят для транспортировки одного или двух 20-футовых контейнеров, одного 40-футового контейнера, включая 40' HC (High-Cube). Такая техника отличается высокопрочной рамой облегчённой конструкции, что позволяет перевозить до 31 тонны без перегруза.
Такие полуприцепы-контейнеровозы подходят, в том числе, для интермодальных перевозок*, что особенно важно для бизнеса, использующего комбинированные схемы транспортировки.
Интермодальными часто называют перевозки в виде комбинированных доставок по принципу «от двери до двери». Которые, как правило, осуществляются с задействованием нескольких различных видов транспорта и организуются под координацией из единого центра.
Как видите, существует достаточно много видов и модификаций полуприцепов, приспособленных для перевозки самых различных типов грузов. Вы можете выбрать подходящий под задачи вашего бизнеса. Однако, мы хотели бы еще отдельно отметить особенности полуприцепов для перевозки опасных грузов.
Полуприцепы для перевозки опасных грузов должны соответствовать строгим стандартам безопасности, таким как ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов). Кузов и его внутренняя отделка должны быть выполнены из материалов, устойчивых к агрессивным веществам. Полуприцеп должен оборудоваться вентиляционной системой, предотвращающей скопление газов, а также иметь герметичные клапаны, чтобы исключить утечки в случае разгерметизации. Техника для перевозки легковоспламеняющихся веществ обязательно оборудоваться системой заземления, чтобы минимизировать риск искрообразования и скопления статического электричества. Также не менее важно наличие систем пожаротушения.
Согласно требованиям ДОПОГ, каждый полуприцеп должен оснащаться специальными знаками и маркировкой, указывающей на тип опасного груза. Это необходимо для быстрого информирования экстренных служб в случае аварии. Полуприцепы для опасных грузов должны регулярно проходить техническую проверку на герметичность кузова (цистерны), надёжности всех соединений и креплений.
Решаясь, какой полуприцеп лучше купить, нужно учитывать тип перевозимых грузов, особенности маршрута и требований к безопасности. Также важными факторами при выборе техники являются: вес и объем груза, частота и дальность рейсов, а также особенности погрузки и разгрузки. Полуприцепы для международных перевозок должны соответствовать требованиям системы TIR (Международная транспортная система). Наличие сертификата TIR позволяет ускорить процесс пересечения границ, снижая затраты на международные рейсы и минимизируя простои на таможне.
Чтобы упростить выбор, какой полуприцеп купить, можно воспользоваться информацией из таблицы, где описаны основные типы техники и рекомендации по её применению.
Тип полуприцепа |
Вид груза |
Конструкционные особенности |
Рекомендации |
Тентованный |
Широкий спектр грузов |
Закрытая конструкция с тентом для защиты от атмосферных осадков. |
Подходит для дальних рейсов, в том числе международных, обеспечивает гибкость при погрузке. |
Контейнеровоз |
Контейнеры 20', 40', 40' HC |
Прочная рама, твистлоки для крепления контейнеров. |
Рекомендуется, как полуприцеп для перевозки контейнеров, в том числе для интермодальных и международных перевозок. |
Зерновоз |
Сыпучие грузы (зерно и др.) |
Специальный кузов, возможность задней или боковой разгрузки. |
Подходит для перевозок на дальние расстояния с частыми выгрузками на специальных терминалах. |
Для рулонных материалов |
Рулоны стали, кабельные катушки |
Углублённая коил-ванна для безопасного размещения рулонов. |
Рекомендуется для перевозки металла и кабельных рулонов, особенно на трассах с активной вибрацией. |
Цистерна |
Жидкости, нефтепродукты |
Герметичный корпус, система заземления |
Подходит для перевозки жидких и опасных грузов с соблюдением норм безопасности ДОПОГ |
При выборе полуприцепа важно учитывать ряд технических факторов, от которых напрямую зависит эффективность и безопасность перевозок.
Совместимость с тягачами и седельно-сцепное устройство
От того насколько совместим полуприцеп с тягачом зависит стабильность и управляемость на дороге. Важно, чтобы седельно-сцепное устройство соответствовало нагрузке и типу полуприцепа. У тягачей, используемых для магистральных грузоперевозок, высота седельно-сцепного устройства находится на расстоянии 1150мм от дороги, для региональных грузоперевозок – 1150…1250мм, а для техники, эксплуатируемой в условиях плохих дорог – 1350…1550мм. Оптимальный вариант, когда высота сцепного устройства тягача и полуприцепа совпадают. Согласно ГОСТ, максимальное отклонение может составлять 50мм.
Грузоподъёмность – это максимальный вес, который можно транспортировать полуприцепом, а снаряжённая масса – вес самого полуприцепа без груза. Оба параметра важны – грузоподъёмность указывает на технические возможности полуприцепа, а снаряжённая масса определяет общую нагрузку на оси и сцепное устройство. Важно выбирать полуприцепы с оптимальным соотношением этих двух параметров, что позволит перевозить больше грузов при меньшей нагрузке на тягач и соблюдении ограничений касательно нагрузок по осям.
Кузов полуприцепа выбирается в зависимости от типа груза. Для универсальных грузов подходят тентованные кузова, обеспечивающие защиту от погодных условий, полуприцепы цистерны нужны для жидких веществ, бортовые полуприцепы – для перевозки сыпучих грузов. Важно также учитывать прочность и устойчивость кузова к механическим повреждениям и условиям транспортировки.
Выбор способа погрузки и разгрузки зависит от перевозимых грузов. Например, зерновозы имеют заднюю или боковую разгрузку, а цистерны оснащены насосами для перелива жидкостей. Шторно-бортовые полуприцепы позволяют делать боковую погрузку, что удобно для крупногабаритных грузов. Правильный выбор типа погрузки/разгрузки упрощает и ускоряет логистику.
Подвеска играет ключевую роль в устойчивости и плавности хода. Существует два основных типа: пневматическая и рессорная подвеска. Пневматическая подвеска обеспечивает более плавное движение и снижает вибрационные нагрузки на транспортируемые товары, что особенно важно для перевозки хрупких грузов. Рессорная подвеска, напротив, более устойчива к перегрузкам и подходит для сложных дорожных условий.
Выбор между конфигурациями осей 3 оси и 3+1 (четвертая ось с подъёмной функцией) зависит от необходимости распределения нагрузок и манёвренности. Полуприцепы с конфигурацией 3+1 более универсальны, так как четвертая ось помогает снизить давление на дорожное полотно и распределить нагрузку на крутых поворотах, улучшая управляемость тягачом. Это важно для перевозок по длинным маршрутам, а также для транспортировки крупногабаритных и тяжёлых грузов.
Радиус ометания – это показатель, указывающий зону, которую полуприцеп захватывает при повороте.
Чем меньше радиус ометания, тем легче маневрировать в ограниченном пространстве, например, в городских условиях или на горной дороге. Полуприцепы с меньшим радиусом ометания более манёвренные, что особенно важно для сложных маршрутов.
Согласно ГОСТ, радиус ометания для наиболее удалённой передней точки полуприцепа не должен превышать 2,04м, а для задней точки – 2,3м.
Какой полуприцеп лучше выбрать? Ответ на этот вопрос зависит от конкретных задач, которые Вы ставите перед своим бизнесом. При покупке необходимо учитывать тип перевозимого груза, маршруты, частоту перевозок и свой бюджет.
Со своей стороны завод БОНУМ предлагает грузоперевозчикам ассортимент полуприцепов для самых различных бизнес-задач:
Техника отличается прочной конструкцией, высокой грузоподъёмностью и надёжностью, что делает её оптимальным выбором для разных типов перевозо
*Вся информация представлена исключительно в ознакомительных целях. ООО «БОНУМ» не несет ответственности за действия третьих лиц.