Грамотное крепление груза в полуприцепе, его распределение внутри кузова с учетом нагрузок на оси, а также с учетом отсутствия перегруза транспортного средства в целом – все это играет ключевую роль в безопасности автоперевозок. И конечно же, напрямую влияет на прибыльность вашего бизнеса. Например, если вы являетесь владельцем логистической, транспортной компании или, даже, индивидуальным предпринимателем с небольшим автопарком, оказывающим услуги грузоперевозок.
Неправильное распределение веса может привести к неравномерной нагрузке на оси, что увеличивает риск аварийных ситуаций, ускоряет износ подвески и шин, а также приводит к штрафам за перегруз.
Остановимся здесь на некоторых утверждениях чуть подробнее.
Некорректное распределение грузов внутри полуприцепа ухудшает управляемость автомобилем, особенно при экстренном торможении и маневрировании.
Например:
Равномерная загрузка полуприцепа снижает нагрузку на ходовую часть и подвеску. Тем самым уменьшается вероятность поломок. Это позволяет сократить расходы на ремонт и техническое обслуживание транспорта.
Например:
Кроме того, в разных странах действуют строгие правила по распределению веса транспортируемого груза на оси транспортных средств. Превышение допустимых значений влечёт штрафы, а в некоторых случаях – запрет на дальнейшее движение.
Например, при движении по дорогам России нужно учитывать требования в т.ч. следующих нормативных документов, регламентирующих перевозку грузов.
Перевозчик несёт ответственность за сохранность груза и безопасность дорожного движения. В случае нарушения правил перевозки он может быть привлечён к гражданской и административной ответственности, а также к уголовной ответственности в случае причинения вреда здоровью или имуществу других лиц.
Как минимум, перегрузы транспортных средств грозят штрафами и водителям, и владельцам автотранспорта или компаниям.
Согласно российскому законодательству (см. Статья 12.21.1. КоАП РФ(Кодекса Административных Правонарушений) "Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"), штрафы за превышение осевой нагрузки варьируются в зависимости от процента перегруза и наличия других нарушений при перевозке грузов. Такие штрафы (только на основании Статьи 12.21.1. КоАП) могут составлять, например:
Штраф за перегруз грузового автомобиля и нарушения правил перевозки грузов |
Диапазон штрафа, руб. |
для водителя (не являющегося владельцем транспортного средства) |
1500 - 7500 |
для собственника (владельца) транспортного средства |
300 тыс. - 600 тыс. |
на должностных лиц, ответственных за перевозку |
15 тыс. - 52 тыс. |
на юридических лиц |
75 тыс. - 600 тыс. |
Соблюдение нормативных требований и регулярный контроль за состоянием креплений и распределением груза в полуприцепах и прицепах грузовых автомобилей помогут избежать штрафов и обеспечить безопасность перевозок.
Важно не только корректное распределение груза по осям полуприцепа, но и его правильная фиксация. Существует несколько основных методов крепления, каждый из которых применяется в зависимости от типа груза и особенностей транспортного средства.
Этот метод основан на увеличении силы трения между грузом и поверхностью полуприцепа после его прижима регулируемыми ремнями. Их натягивают поверх груза, а под него ставят противоскользящие коврики, предотвращающие смещение во время движения.
Такой способ эффективен при перевозке грузов в коробках, паллетированных товаров.
В этом случае применяются стяжные ремни, цепи, тросы, проволока. Основная задача – зафиксировать груз так, чтобы он не имел возможности смещаться или опрокидываться во время движения.
Метод особенно актуален при перевозке крупногабаритных и длинномерных грузов, которые могут изменять своё положение при торможении или поворотах.
Обеспечивается фиксация груза за счёт его контакта с ограничивающими поверхностями. Выполняется его плотная укладка к жёстким стенкам полуприцепа, заполнение пустот между элементами груза, используются распорные устройства, деревянные колодки или амортизирующие подушки.
Метод подходит для перевозки разнородных грузов.
Выбор крепёжного средства зависит от типа груза, его веса и габаритов, а также от условий перевозки. Рассмотрим распространённые виды креплений грузов в полуприцепе.
Представляют собой ленты из синтетического материала с механизмом натяжения. Они используются для фиксации груза по периметру. Преимущества – высокая прочность, простота использования, возможность регулировки натяжения. Подходят для большинства типов грузов.
Применяются для фиксации тяжёлых и габаритных грузов, которые требуют надёжного крепления. Преимущества – высокая прочность, универсальность. Недостатки – могут повредить груз при неправильном использовании. Цепи требуют специальных инструментов для натяжения и фиксации.
Применяются для предотвращения скольжения груза по полу прицепа. Преимущества – простота использования, высокая эффективность. Подходят для фиксации небольших грузов или для дополнительной фиксации груза, закреплённого ремнями.
Эти устройства используются для фиксации груза в определенном положении. Преимущества – высокая надёжность, возможность фиксации грузов различной формы.
Представляют собой мягкие подушки, накачанные воздухом. Они фиксируют грузы, исключая повреждения их поверхностей. Преимущества – бережное отношение к товару, возможность фиксации груза нестандартной формы.
Для максимальной безопасности транспортировки грузов рекомендуется использовать комбинацию различных средств крепления.
Для выбора стяжных ремней важно учитывать тип груза: лёгкие и хрупкие предметы требуют ремней с мягкими вставками, тяжёлые – усиленных моделей с высокой разрывной нагрузкой. Ремни подбирают по длине и прочности в зависимости от размеров груза и условий перевозки.
Схемы крепления груза стяжными ремнями в полуприцепе включают диагональное, параллельное и комбинированное натяжение. Ремни фиксируют на крепёжных элементах полуприцепа, таких как анкеры и направляющие, для равномерного распределения нагрузки.
Например (источник изображения – https://lentaupak.ru/images/remen_na_mashine6.jpg):
В закрытых полуприцепах (например, в шторных) груз можно крепить к внутренним элементам кузова и к днищу при помощи предусмотренных элементов (коники, к примеру). Что обеспечивает большую надёжность фиксации.
В открытых бортовых полуприцепах груз крепится к бортам и полу прицепа с использованием дополнительных элементов (коники, бортовые стойки).
Для фиксации груза в полуприцепах пользуются стяжными и прижимными ремнями, жгутами, цепями. Цепи предпочтительны для крупногабаритных предметов, ремни – для мелких. Чтобы натянуть и закрепить цепи, потребуются специальные устройства, упрощающие процесс обвязки. Уменьшению износа ремней способствует применение угловых накладок.
В открытых полуприцепах дополнительно применяют тенты для защиты груза от погодных условий. Тент следует натягивать только после полной фиксации груза.
В моделях полуприцепов BONUM конструкционно уже предусмотрены крепёжными элементы для стяжных ремней и других средств фиксации. Это существенно упрощает процесс крепления и повышает безопасность перевозок.
Контейнеры фиксируют на платформе с использованием специализированных замков (фитингов), которые предотвращают их смещение. Для надёжной фиксации важно соблюдать рекомендации по допустимому весу и центровке груза.
Контейнеровозы BONUM оснащены современными системами фиксации контейнеров, обеспечивающими надёжное крепление и безопасность перевозки. Контейнеры устанавливаются на специальные поворотные опоры и фиксируются замками. Внутри контейнера груз крепится с помощью стандартных средств: стяжных ремней, цепей, угловых упоров.
Правила грузоперевозок и ПДД довольно строго описывают варианты транспортировки крупногабаритных (превышающие стандартные габариты для грузоперевозки по высоте, длине и ширине) и длинномерных грузов.
Однако, если груз вписывается в ограничения по размерам и весу, но, например, имеет нестандартную форму, то его крепление и размещение в кузове полуприцепа может оказаться нетривиальной задачей. Для крепления нестандартных грузов часто приходится применять специализированные конструкции.
Например, полуприцепы BONUM с коил-ванной предназначены для перевозки рулонов стали и кабельных катушек.
Углубления в полу надёжно фиксируют груз, предотвращая его смещение. При необходимости ванна закрывается крышками, обеспечивая ровный пол для универсального использования.
Допустимые нагрузки на ось определяются техническими характеристиками транспортного средства и законодательными нормами.
Обычно для грузовых автомобилей ограничения составляют 6–10 тонн на переднюю ось и 8–13 тонн на заднюю.
Превышение этих норм, называемое перегрузом, приводит к штрафам, повышенному износу осей, подвески и шин, а также увеличивает риск аварий.
Использование весоизмерительных систем и контроль погрузки помогают избежать нарушений и продлить срок службы транспортного средства.
Трёхосные полуприцепы, благодаря дополнительной оси, обеспечивают большую гибкость в распределении груза и повышают общую грузоподъёмность грузовика. Распределение груза по осям 3-осного полуприцепа выполняется согласно следующему правилу – суммарная величина нагрузки, создаваемой передней осью и задней тележкой, образованной средней и задней осями, должна соответствовать массе грузовика. Это позволяет достичь оптимального баланса и снизить нагрузку на каждую отдельную ось.
Современные технологии, такие как весовые датчики, системы автоматического регулирования подвески и специализированное программное обеспечение, значительно упрощают процесс распределения груза, позволяя оптимизировать нагрузку на каждую ось и повысить безопасность перевозок.
Регулярный контроль и соблюдение правил гарантируют надёжность и безопасность грузоперевозок.
*Вся информация представлена исключительно в ознакомительных целях. ООО «БОНУМ» не несет ответственности за действия третьих лиц.