Бензовозы относятся к специализированному транспорту для перевозки разных видов горючего. При планировании доставок топлива важно знать, сколько литров бензина в бензовозе можно перевести за один рейс. Это поможет правильно рассчитать объёмы поставки горючего, оптимизировать маршруты и избежать перебоев в снабжении.
В статье рассмотрим, сколько литров перевозит бензовоз, какие существуют типы цистерн и от чего зависит их объём.
В большинстве случаев стандартный бензовоз рассчитан на объём от 10 м3 до 45 м3. Самыми распространёнными считаются модели с цистернами на 20-40 м3. Что достаточно для снабжения нескольких автозаправочных станций за один рейс, например.
Важно понимать, что конкретная вместимость бензовоза зависит от множества факторов – форма цистерны, количество отсеков, тип перевозимого топлива. Поэтому точные характеристики техники подбираются под конкретные задачи и условия эксплуатации, о чём пойдёт речь далее.
Номинальная вместимость бензовозов задаётся при проектировании и указывается в технической документации (кратность значений 0,1 м3). Для коммерческого учёта перевозимого топлива каждый резервуар проходит процедуру калибровки (тарировки).
Например, при перевозке нефтепродуктов в России руководствуются положениями ГОСТ Р 50913-96 и других стандартов, регулирующих измерения объёма жидкостей. В процессе тарировки для цистерны составляется градуировочная таблица, которая устанавливает зависимость объёма налитого топлива от показаний уровнемера в каждой секции.
Номинальный объём автоцистерн указывается в кубических метрах (м³). Перевод в литры максимально прост – 1 м3 равен 1000 л. Например, бензовоз BONUM объёмом 28 м³ вмещает в себя на 28 000 л топлива.
Важно также учитывать и то, сколько литров в цистерне бензовоза можно перевозить, чтобы отвечать требованиям безопасности. Согласно пункту 4.4 ГОСТ 33666-2015 максимальный уровень налива горючего не должен превышать 95% от номинальной геометрической вместимости цистерны. Это требование направлено на предотвращение перелива и компенсацию температурного расширения топлива в пути. Таким образом, в цистерне объёмом 28 000 л можно будет перевозить не более 26 600 л.
Перевод объёма в массу (тонны) требует значения плотности перевозимого горючего. Плотность зависит от типа топлива (бензин, дизель, керосин) и его температуры. В среднем, к примеру, плотность бензина составляет около 0,71…0,77 т/м3, а дизельного топлива – 0,82…0,86 т/м3.
Возьмём бензовоз BONUM объёмом 28 м³. Номинальная вместимость в литрах: 28 м³ х 1000 л/м³ = 28000 л. Максимально допустимый налив по ГОСТ (95%): 28 м³ х 0,95 = 26,6 м³ (26 600 л).
Теперь рассчитаем, сколько тонн в бензовозе может помещаться при конкретном объёме цистерны.
Вместимость автоцистерн и прицепов или полуприцепов-цистерн стандартизирована. Согласно ГОСТ 33666-2015, топливозаправщики, автоцистерны и прицепы или полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов классифицируются по номинальной вместимости (которая устанавливается кратной 0,1 м (100 л) и в обязательном порядке должна быть указана в конструкторской документации на технику).
Вид автоцистерны |
Маркировка |
Функциональное предназначение |
Варианты объёмов цистерны |
Транспортировочная |
АЦ |
Автоцистерна для транспортировки топлива |
до 5 м3 от 5 м3 до 10 м3 более 10 м3 |
АЦМ |
То же для масла |
до 1 м3 от 1 м3 до 10 м3
|
|
ПЦ |
Прицеп-цистерна для транспортировки топлива |
(в ГОСТ 33666-2015 напрямую не указана) |
|
ПЦМ |
То же для масла |
(в ГОСТ 33666-2015 напрямую не указана) |
|
ППЦ |
Полуприцеп-цистерна для перевозок топлива |
(в ГОСТ 33666-2015 напрямую не указана) |
|
ППЦМ |
То же для масла |
(в ГОСТ 33666-2015 напрямую не указана) |
|
Заправочная |
АМЗ |
Автомаслозаправщик |
до 5 м3 более 5 м3 |
АТЗ |
Автотопливозаправщик |
||
АТМЗ |
Автотопливомаслозаправщик |
||
ПТЗ |
Прицеп-топливозаправщик |
||
ПТМЗ |
Прицеп-топливомаслозаправщик |
||
ППТЗ |
Полуприцеп-топливозаправщик |
||
ППТЗМ |
Полуприцеп-топливомаслозаправщик |
Сколько литров в цистерне бензовоза в зависимости от её конструкции?
Конструктивные особенности цистерны напрямую влияют на то, сколько бензина в бензовозе будет помещаться.
Например, если говорить о форме так называемой колбы цистерны, то чаще всего встречаются колбы переменного (бутылочного) сечения и прямоугольные (чемоданные) резервуары.
Количество секций также важно. С одной стороны, многосекционные цистерны позволяют наиболее безопасно осуществлять перевозку жидкостей. Поскольку подобная конструкция цистерн направлена прежде всего на предотвращение раскачивания и даже опрокидывания заполненных автоцистерн в процессе их транспортировки по дорогам. Внутренние перегородки и деление на секции в цистернах делают для того, чтобы предотвратить сильное перемещение жидкости внутри цистерны при движении. Каждая такая секция ограничивает движение топлива, снижая риск переворота и облегчая распределение нагрузки.
Кроме того, – в зависимости от степени изолированности секций друг от друга и наличия у каждой из секций собственных систем залива и слива, – некоторые модели цистерн позволяют одновременно перевозить разные виды топлива.
Однако внутренние перегородки немного уменьшают общий объём. Наличие волнорезов, термоизоляции, датчиков уровня, сливного оборудования также уменьшает часть полезного пространства.
Для сравнения, в таблице приведены данные, сколько перевозят бензовозы BONUM.
Название бензовоза |
Объем в кубометрах (м3) |
Объем в литрах |
Количество секций |
32 |
32 000 |
3 (8, 10.3, 13.7) |
|
28 |
28 000 |
3 (8, 10, 10) |
|
30 |
30 000 |
3 (8, 10.3, 11.7) |
|
32 |
32 000 |
3 (8, 10.3, 13.7) |
|
35 |
35 000 |
3 (9.2, 14.6, 11.2) |
|
38 |
38 000 |
4 (10.5, 6.2, 12.4, 8.9) |
|
40 |
40 000 |
4 (10.9, 12.4, 6.2, 10.5) |
|
45 |
45 000 |
4 (10.9, 10.9, 10.9, 12.3) |
|
35 |
35 000 |
3 (10.8, 14.7, 9.5) |
То, сколько везёт бензовоз топлива, может зависеть не только от номинального объёма цистерны, но и от внешних условий перевозки. Одним из ключевых факторов является температура топлива. Горючее имеет свойство расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. При наливе в жаркую погоду объем топлива будет больше, чем та же масса при низкой температуре.
Кроме этого, в разных странах и регионах могут действовать ограничения по максимальной разрешённой массе транспортного средства или нагрузке на оси. Они могут лимитировать максимальное количество горючего, которое можно перевезти (в тоннах), даже если объем цистерны позволяет загрузить больше литров.
Номинальный объём, тип цистерны, её конструкция, тип перевозимого топлива, его плотность и температура, а также условия перевозки и законодательные ограничения – всё это определяет сколько топлива в бензовозе можно будет перевозить за один рейс. Поэтому, при выборе бензовоза нужно учитывать:
Выбор правильного бензовоза, соответствующего этим параметрам, позволяет оптимизировать логистику, снизить затраты на перевозку и обеспечить безопасность поставок топлива.
*Вся информация представлена исключительно в ознакомительных целях. ООО «БОНУМ» не несет ответственности за действия третьих лиц.