8 800 550-01-61 Заказать звонок
EN
каталог техники

Прицеп и полуприцеп: отличия и преимущества

2 октября 2023

Прицепы и полуприцепы относятся к категории техники, используемой вместе с транспортными средствами для перевозок различных грузов. Несмотря на схожие функциональные возможности – это разная техника. В статье мы рассмотрим, чем отличается прицеп от полуприцепа и в чем их основные преимущества и недостатки.

Чем отличается грузовой прицеп от полуприцепа?

Прицеп представляет собой механическое средство для транспортировки грузов, расположенных на его платформе. Он используется в составе автопоездов с головными машинами или тракторами Конструктивно прицеп сделан так, чтобы его платформа имела опорные оси и в передней и в задней части и он мог стоять отдельно от автопоезда без использования опорных устройств.

Полуприцеп – это разновидность прицепа для использования исключительно в составе автопоездов. Основное отличие полуприцепа и прицепа в том, что полуприцеп не может передвигаться без опоры на тягач и при отсоединении от тягача может стоять отдельно только с помощью специального опорного устройства, а прицеп может передвигаться без опоры на тягач (будучи ведомым за дышло) и стоять отдельно, опираясь лишь на собственные колёса.

Особенности конструкции и сцепки с автотранспортом

Количество и расположение осей:

Грузовая платформа прицепа располагается над подвеской, на которую распределяется рабочая нагрузка. В зависимости от конструкционного исполнения, может использоваться две или три оси.

Полуприцеп имеет от двух до четырёх осей, а специальные виды (например, тралы) – до восьми осей. В отличие от прицепа, оси смещены от центра платформы в сторону её задней части.

Сцепка для прицепов:

Для сцепки прицепа с грузовиком используется максимально простой механизм, который состоит из системы «крюк-петля» или фаркопа.

Пример устройства для сцепки по системе «крюк-петля»

farkop02.jpg

Пример устройства для сцепки по системе «крюк-петля»
(источники изображения - http://ktrucks.ru/content/images/2016-11/1480062464.jpg и https://gruzovik.biz/sites/default/files/inline-images/f8239b8s-960.jpg)

Сцепка на основе фаркопа или системы «крюк-петля» отличается сложностью в маневрировании техникой. Водители, работающие с прицепами, должны иметь большой опыт работы и всегда быть особо внимательными при выполнении манёвров, особенно на дорогах со сложным рельефом.

Сцепка для полуприцепов:

Полуприцеп соединяется с тягачем за счёт более сложного узла – седельно-сцепного устройства тягача и шкворня полуприцепа

scepka01.jpg

Пример седельно-сцепного устройства тягача
(источник - https://jost.by/wp-content/uploads/2018/06/sedelno-stsepnyie-ustroystva-2.jpg)

Полуприцеп, соединённый через седельно-сцепное устройство, представляет собой своего рода продолжение тягача. Благодаря этому управлять грузовиком с полуприцепом существенно легче, он становится более манёвренным и предсказуемым в разных ситуациях на дороге.

Для наглядности ниже представлены фото отличия прицепа от полуприцепа в плане их сцепки с автомобилем.

Грузовик в сцепке с прицепом

Грузовик в сцепке с прицепом
(источник - https://ptakiev.info/images/articles/2023/preimushchestva-gruzovikov-s-pritsepom.jpg)

Грузовик в сцепке с полуприцепом

Функциональность и распределение нагрузки

По своим функциональным возможностям прицепы и полуприцепы похожи – используются для работы с тягачами для грузоперевозок. Но сам процесс транспортировки имеет некоторые отличия.

При использовании прицепов их вес вместе с грузом создаёт давление на дорожное покрытие через опорные оси.

У полуприцепов это происходит аналогично, но часть нагрузки приходится на тягач. Это обеспечивает более равномерное распределение на большей площади и снижает давление на дорожное покрытие. Благодаря этому увеличивается потенциальная грузоподъёмность автопоездов, включающих в свой состав полуприцепы. Это позволяет перевозить за один рейс больше грузов, не нарушая правил транспортировки по дорогам общего назначения.

Грузоподъёмность:

Между прицепами и полуприцепами есть существенные различия и в максимальном весе перевозимых грузов. Выбирая прицеп, нужно учитывать, что его собственный вес в сумме с перевозимым грузом не должен превышать массу тягача. Учитывая, что в полуприцепе вес груза частично распределяется на тягач, его грузоподъёмность будет существенно выше, нежели прицепа. С помощью полуприцепов можно перевозить грузы в несколько десятков тонн.

Преимущества и недостатки полуприцепов и прицепов

Среди преимуществ прицепов следует выделить:

  • простоту конструкционного исполнения;
  • высокую надёжность;
  • хорошую ремонтопригодность;
  • возможность применения с различными грузовиками;
  • простоту механизма сцепной системы.

Есть у прицепов и ряд недостатков:

  • плохая манёвренность;
  • сложность управления автопоездом;
  • низкая грузоподъёмность;
  • узкий спектр выполняемых задач.

Для компаний, которые занимаются грузоперевозками на постоянной основе, лучшим вариантом будет покупка именно полуприцепа.

Среди преимуществ полуприцепов нужно выделить:

  • хорошая манёвренность и устойчивость на дороге;
  • безопасное управление тягачом;
  • меньшая усталость водителей;
  • большая грузоподъёмность;
  • частичное распределение нагрузки на тягач;
  • уменьшение давления на дорожное покрытие;
  • высокая рентабельность: меньше рейсов, топлива и рабочих часов для перевозки определённого объёма грузов, если сравнивать с прицепами;
  • различное исполнение полуприцепов: бортовые, тентованные, в виде рефрижераторов, лесовозов, бензовозов и т.д.

Какую технику выгоднее покупать?

Выбирая технику для грузоперевозок, нужно ориентироваться на специфику решаемых задач.

Прицепы можно использовать с любыми грузовиками, оснащёнными фаркопом или системой «крюк-петля». Они лучше подойдут для нечастых поездок на небольшие расстояния, когда перевозится малотоннажный груз.

Тем, кто профессионально занимается логистикой, лучше выбрать полуприцеп. Он лучше подходит для поездок на большие расстояния, обеспечивает безопасность водителю, перевозимому грузу и другим участникам дорожного движения. Эти средства более функциональны и позволяют за один рейс перевозить больше груза.


*Внимание! Вся указанная в статье информация носит информационный характер. Законодательные и нормативные акты могут быть изменены в соответствии с установленными в РФ правовыми практиками и процедурами. Поэтому актуальность данных, указанных в статье, следует проверять на текущий момент.

Новости
другие статьи
Все
Цистерны
Зерновозы
Сельхозтехника
Магистральные
Другое
Заземление бензовоза при сливе топлива на АЗС: последовательность подключения
Заземление бензовоза при сливе топлива на АЗС: последовательность подключения
Сколько по времени сливается бензовоз на заправке?
Сколько по времени сливается бензовоз на заправке?
Установка систем нижнего налива
Установка систем нижнего налива
Основные способы и правила перевозки цемента. Какие документы нужны?
Основные способы и правила перевозки цемента. Какие документы нужны?
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Умная система WABCO OptiLink™
Умная система WABCO OptiLink™
Какая категория прав нужна на зерновоз?
Какая категория прав нужна на зерновоз?
Виды зерновозов: как выбрать полуприцеп для перевозки зерна?
Виды зерновозов: как выбрать полуприцеп для перевозки зерна?
Условия перевозки зерна: какие документы нужны?
Условия перевозки зерна: какие документы нужны?
Как работает посевной комплекс, и почему выгодно купить бункер-перегрузчик зерна для посевного комплекса?
Как работает посевной комплекс, и почему выгодно купить бункер-перегрузчик зерна для посевного комплекса?
Механическое повреждение зерновых и бобовых культур, подсолнечника (семечки) при уборке: как снизить травмирование?
Механическое повреждение зерновых и бобовых культур, подсолнечника (семечки) при уборке: как снизить травмирование?
Для чего нужен бункер-перегрузчик?
Для чего нужен бункер-перегрузчик?
Как с бункером BONUM заработать на 8 миллионов больше?
Как с бункером BONUM заработать на 8 миллионов больше?
Как снизить потери зерна и зерновых культур при уборке?
Как снизить потери зерна и зерновых культур при уборке?
Рис: полуприцепы BONUM на рисовых полях
Рис: полуприцепы BONUM на рисовых полях
О правилах контейнерной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
О правилах контейнерной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Какие бывают контейнеры для перевозки грузов: внешние и внутренние размеры
Какие бывают контейнеры для перевозки грузов: внешние и внутренние размеры
TIR - что это такое в грузоперевозках и что означает надпись TIR на фурах и прицепах?
TIR - что это такое в грузоперевозках и что означает надпись TIR на фурах и прицепах?
Виды тентованных полуприцепов
Виды тентованных полуприцепов
Какие виды и типы полуприцепов-контейнеровозов бывают?
Какие виды и типы полуприцепов-контейнеровозов бывают?
Шторные полуприцепы – особенности, преимущества и недостатки
Шторные полуприцепы – особенности, преимущества и недостатки
Какая категория прав нужна на трактор с прицепом?
Какая категория прав нужна на трактор с прицепом?
Что такое свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя: сроки действия и расшифровка
Что такое свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя: сроки действия и расшифровка
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Умная система WABCO OptiLink™
Умная система WABCO OptiLink™
Эксплуатация бензовоза в случае превышения массы ТС (более 40 тонн)
Эксплуатация бензовоза в случае превышения массы ТС (более 40 тонн)
Чем должен быть оборудован бензовоз согласно ДОПОГ?
Чем должен быть оборудован бензовоз согласно ДОПОГ?