8 800 550-01-61 Заказать звонок
EN
каталог техники

Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?

28 июня 2023

Статическое электричество на кузове автомобиля – это высокая опасность, особенно, когда дело касается бензовозов. Даже незначительная искра может привести к возгоранию перевозимого топлива и взрыву цистерны. Чтобы этого избежать, обязательно нужно использовать специальное заземление бензовоза.

photo_new-bl.jpg

Цепь заземления на бензовозах: принцип работы и устройство

Рассмотрим более детально, зачем нужно заземление автоцистерны, и как оно работает. Статическое электричество снимают с транспортных средств различными способами. Например:

  • во время транспортировки – заряд статического электричества отводится от цистерны посредством установки на бензовоз цепи заземления из металла; одним концом она крепится к автоцистерне, а другим постоянно контактирует с землей;
  • при сливе и заправке – согласно правилам, заземление бензовоза и автоцистерны во время слива или наполнения топлива осуществляется с помощью автоматических устройств, которые контролируют состояние заземляющей цепи и прекращают подачу топлива, если выявлены проблемы.

Компоненты цепей заземления: проводники и заземляющие элементы


Как уже было сказано выше, во время движения бензовоза отвод статического электричества осуществляется через металлическую цепь, контактирующую с землей. В процессе слива топлива на АЗС или заправки его в цистерны на топливохранилищах к бензовозу подключаются более сложные устройства. Они состоят из:

  • электронного блока с индикатором;
  • двухжильного кабеля заземления;
  • металлических зажимов-фиксаторов;
  • предупреждающего красного светодиода с углом обзора 180 градусов;
  • звуковой сигнализации (бывает не во всех моделях);
  • автономного источника питания (есть не во всех моделях).

В таблице приведены характеристики нескольких устройств заземления:


Характеристика/модель УЗА-2МК04 УЗА-2МК05, 12В УЗА-2МК06
(автономное питание)
Напряжение/ток искробезопасной цепи 12 В / 0,025 А 12 В / 0,025 А 6,7 В / 0,015 А
Напряжение/ток питающей цепи 220 В / 0,02 А 12 В / 0,08 А 6,3 В / 0,06А
Потребляемая мощность до 6 ВА до 1,5 ВА До 0,5 ВА
Длина проводника заземления не менее 5 м не менее 5 м не менее 5 м
Сопротивление между контактами зажимами проводника заземления,
при котором выдается сигнал «Заземление»:
не более 100 Ом не более 100 Ом не более 100 Ом
Температура эксплуатации -40 С…+40 С -40 С…+40 С -30 С…+40 С

Как цепи заземления помогают предотвратить искрение и возгорание?


Рассмотрим, почему заземление бензовоза защищает от возгорания топлива.

Во время слива или заправки топлива в цистерны устройство заземления подключается к бензовозу и стационарному контуру заземления на объекте. Ток всегда течет по наименьшему сопротивлению. Если на корпусе автомобиля будет статический заряд, он пойдет по наименьшему сопротивлению – соответственно через заземляющий проводник УЗА к общему контуру заземления.

В процессе работы УЗА будет контролировать сопротивление в цепи заземления. Если оно превысит допускаемое значение, будет подан предупреждающий световой или звуковой сигнал, а также автоматически прекратится перекачивание топлива.

Почему обязательно использовать заземление в автоцистернах при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей?

Дело в том, что при транспортировке топлива или его заливке в цистерны топливозаправщиком происходит трение жидкости о стенки резервуара. Это приводит к скоплению статического электричества, которое и вызывает опасные разряды.

Чем меньше влажность окружающего воздуха, тем выше вероятность искрообразования. Чтобы снять с корпуса автомобиля статическое напряжение устанавливают специальные электромеханические устройства.


Требования ДОПОГ к цепям заземления на бензовозах


Уже несколько десятков лет действует международное соглашение ДОПОГ, регламентирующее правила транспортировки опасных грузов дорогами общего пользования. Все водители и сопровождающие лица, которые перевозят опасные грузы, в том числе и топливо, должны иметь свидетельство ДОПОГ. 

К перевозке топлива не допускаются бензовозы, конструктивное оснащение которых не соответствует требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Требования к эксплуатируемым бензовозам (и в частности относительно цепочки заземления) указаны в Приложении 6 п.1.18 «Требования к транспортным средствам для перевозки нефтепродуктов».

Несоблюдение правил перевозки легковоспламеняющихся жидкостей – это основная причина их самовозгорания. Требования заземления бензовоза должны соблюдаться всегда.

Подводим итоги

Избавиться от статического электричества на транспортных средствах невозможно, но можно научиться безопасно с ним работать. Для этого нужно всего лишь выполнять требования эксплуатации бензовозов и автоцистерн. А основное правило гласит о том, что заземление бензовоза обязательно!

Использование простых заземляющих устройств во время транспортировки и перекачки топлива, сохранит имущество от возможного пожара и убережет обслуживающий персонал от несчастных случаев.

В целях соблюдения требований технического регламента и во избежание самовозгорания легковоспламеняющихся жидкостей при их перевозке, каждый бензовоз BONUM оснащен цепочкой заземления из материала, препятствующего искрообразованию.


Внимание! Вся указанная в статье информация носит информационный характер. Законодательные и нормативные акты могут быть изменены в соответсвии с установленными в РФ правовыми практиками и процедурами. Поэтому актуальность данных, указаных в статье, следует проверять на текущий момент.

Новости
другие статьи
Все
Цистерны
Зерновозы
Сельхозтехника
Магистральные
Другое
Основные способы и правила перевозки цемента. Какие документы нужны?
Основные способы и правила перевозки цемента. Какие документы нужны?
Умная система WABCO OptiLink™
Умная система WABCO OptiLink™
Эксплуатация бензовоза в случае превышения массы ТС (более 40 тонн)
Эксплуатация бензовоза в случае превышения массы ТС (более 40 тонн)
placeholder
Чем должен быть оборудован бензовоз согласно ДОПОГ?
Требования к перевозке битума
Требования к перевозке битума
placeholder
Требования к дополнительному оборудованию, маркировке и конструкции транспортного средства для перевозки нефтепродуктов
Виды зерновозов: как выбрать полуприцеп для перевозки зерна?
Виды зерновозов: как выбрать полуприцеп для перевозки зерна?
Условия перевозки зерна: какие документы нужны?
Условия перевозки зерна: какие документы нужны?
Как снизить потери зерна и зерновых культур при уборке?
Как снизить потери зерна и зерновых культур при уборке?
Рис: полуприцепы BONUM на рисовых полях
Рис: полуприцепы BONUM на рисовых полях
Подготовка к работе и правила перевозки грузов на тракторных прицепах
Подготовка к работе и правила перевозки грузов на тракторных прицепах
Как ещё можно использовать бункер-перегрузчик?
Как ещё можно использовать бункер-перегрузчик?
Какие виды и типы полуприцепов-контейнеровозов бывают?
Какие виды и типы полуприцепов-контейнеровозов бывают?
placeholder
Шторные полуприцепы – особенности, преимущества и недостатки
На чем и как перевезти контейнер в 20 или 40 футов?
На чем и как перевезти контейнер в 20 или 40 футов?
Особенности перевозки катушек с кабелем
Особенности перевозки катушек с кабелем
Какие документы нужны для перевозки контейнера?
Какие документы нужны для перевозки контейнера?
Какие категории прав ТС нужны для управления полуприцепами?
Какие категории прав ТС нужны для управления полуприцепами?
placeholder
Что такое свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя: сроки действия и расшифровка
Умная система WABCO OptiLink™
Умная система WABCO OptiLink™
Эксплуатация бензовоза в случае превышения массы ТС (более 40 тонн)
Эксплуатация бензовоза в случае превышения массы ТС (более 40 тонн)
placeholder
Чем должен быть оборудован бензовоз согласно ДОПОГ?
placeholder
Шторные полуприцепы – особенности, преимущества и недостатки
Требования к перевозке битума
Требования к перевозке битума