Top.Mail.Ru
8 800 550-01-61 Заказать звонок
EN
каталог техники

О нормах расхода топлива тягачей с полуприцепами

20 января 2025
О нормах расхода топлива тягачей с полуприцепами

Нормы расхода топлива тягачей с полуприцепами – один из ключевых показателей эффективности автопарка. От точности его расчета зависит не только размер топливных затрат, но и планирование маршрутов, выбор транспортных средств и, в конечном счёте, прибыльность предприятия.

Расчетные нормы расхода топлива по рекомендациям Минтранса РФ

Российское законодательство устанавливает чёткие требования к нормированию расхода топлива для грузовых транспортных средств. Расчётные нормы по рекомендациям Минтранса РФ служат основой для определения допустимых значений потребления топлива и применяются при планировании перевозок, расчёте себестоимости и налогообложении. Понимание принципов расчёта и факторов, влияющих на расход топлива, поможет снизить затраты на топливо и повысить эффективность работы автопарка.

На сегодня нормы расхода топлива на полуприцепы регламентируются распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (в ред. от 30.09.2021) "О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Согласно этому документу расходы горюче-смазочных материалов делятся на несколько категорий:

  • Базовые – указывают на количество топлива, которое должен потреблять автомобиль согласно своим техническим характеристикам.
  • Транспортные – в этот показатель включаются базовые расходы, которые нормируются с учётом веса перевозимого груза.
  • Эксплуатационные – показатель рассчитывается исходя из базовых или транспортных расходов с учётом поправочных коэффициентов, учитывающих реальные условия эксплуатации.


Согласно методическим рекомендациям расход топлива тягача с полуприцепом можно рассчитать по следующей формуле:

Qнорм.=0,01x(Hснар.xS + Hтр.xW) x (1 + 0,01xD),

здесь использованы следующие обозначения:

  • Qнорм. – значение нормативного расхода топлива;
  • S – величина пробега транспортного средства;
  • Hснар. – значение расхода топлива для снаряжённого грузовика (без груза);
  • Hтр. – величина расхода топлива на выполняемую грузоперевозку;
  • W – объём выполняемой транспортной работы в т.км (рассчитывается как произведение массы груза Gгр. и пройдённого пути с грузом Sгр.);
  • D – значение поправочного коэффициента к рассчитываемой норме в %.
  • Hснар. рассчитывается следующим образом:
  • Hснар.=Hб.н. + Hр.п.xGм.п., л/100 км, здесь использованы следующие обозначения:
  • Hб.н. – расход топлива для снаряжённого седельного тягача (в л/100км);
  • Hр.п. – величина нормы дополнительного расхода топлива, который приходится на массу полуприцепа (л/100км);
  • Gм.п. – собственный вес полуприцепа в тоннах.

Откуда брать данные для расчёта?

Чтобы произвести расчёт, например, расхода топлива седельного тягача с полуприцепом по указанной формуле, потребуются соответствующие данные. В таблице указано, где их можно взять.

Показатель

Обозначение

Где брать

Hб.н.

Базовый расход топлива тягача

Техническая документация завода производителя

S

Пробег грузовика в км

Путевой лист, показатели тахометра

D

Величина поправочного коэффициента

Рекомендации Минтранса

Hр.п.

Величина дополнительного расхода топлива, которая приходится на массу полуприцепа в л

Составляет 1,3 л для дизельных моторов

Gм.п.

Значение массы полуприцепа

Техническая документация завода производителя

W

Величина объёма транспортной работы

Рассчитывается, как Gгр.х Sгр.

Gгр.

Вес груза

Сопроводительные документы

Sгр.

Расстояние, пройдённое с грузом

Путевой лист

Hснар.

Значение расхода топлива для снаряжённого седельного тягача

Рассчитывается следующим образом Hб.н. + Hр.п.xGм.п.

Hтр.

Величина расхода топлива на выполняемую транспортную работу

Нормативно принято считать, что составляет 1,3 л для дизельного топлива

Как определить поправочный коэффициент D?

Норма расхода топлива тягача с полуприцепом зависит не только от характеристик самого транспортного средства, но и от множества внешних факторов, таких как дорожные, климатические и эксплуатационные условия. Для учёта этих влияний в расчётах используется поправочный коэффициент, который позволяет корректировать норму расхода горюче-смазочных материалов в сторону увеличения или уменьшения. В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций Минтранса, этот коэффициент выражается в процентах и применяется к базовой норме.

Ситуации, в которых корректируется норма расхода, детально описаны в пунктах 5 и 6 тех же рекомендаций. Например, повышенный расход топлива фиксируется при эксплуатации машины в крупных мегаполисах, на сложных горных дорогах, при низких температурах зимой, а также для автомобилей с большим пробегом. Напротив, снижение нормы возможно при движении по автомагистралям или в условиях оптимального дорожного покрытия.

Примеры расчёта норматива расхода топлива

Проведём расчёт для двух седельных тягачей без учёта транспортируемого груза.

Пример 1: Volvo FH 500

Используем формулу: Qн=0,01х(Hб.н.хS)х(1+0,01хD)

Тут:

  • Hб.н. = 29 л/100 км;
  • S – пробег, км (примем 100 км);
  • D – например, 5%.

Расчет:

Qн=0,01х(29х100)х(1+0,01х5)= 30,45 л.

Итог: Volvo FH 500 без груза расходует 30,45 л/100 км с учётом поправочного коэффициента.

Пример 2: Scania R450

Используем ту же формулу: Qн=0,01х(Hб.н.хS)х(1+0,01хD)

Тут:

  • Hб.н. = 28 л/100 км;
  • S – пробег, км (примем 100 км);
  • D – например, 3%.

Расчет:

Qн=0,01х(28х100)х(1+0,01х3)= 28,84 л.

Итог: Scania R450 без груза расходует 28,84 л/100 км с учётом поправочного коэффициента.

Расход топлива для тягача с полуприцепом 20 тонн

Теперь проведём расчёт расхода топлива тягача с полуприцепом 20 тонн. В качестве примера возьмём тягач КАМАЗ-54901. Ниже представлены расчёты.

  • Для КАМАЗ-54901 базовая норма расхода топлива Hб.н. составляет 25 л на 100км.
  • Величина расхода топлива на вес прицепа Hр.п. для дизельных автомобилей 1,3 л/100 т·км.
  • Значение массы снаряжённого полуприцепа Gм.п. предположительно составляет 7 тонн.

Тогда величина расхода топлива для автопоезда без груза Hснар. составит следующую величину:

- Hснар. = Hб.н. + Hр.п. × Hснар.

- Hsan = 25 + 1,3 × 7 = 34,1 л/100 км

Теперь определим норму на транспортировку груза весом 20 тонн. Норма расхода топлива на перевозку полезного груза Hтр. для дизельных автомобилей 1,3 л/100 т·км. Возьмём поправочный коэффициент D = 0% (отсутствие дополнительных факторов) и предположим, что пробег был 100 км.

Тогда, используя формулу, получим: Qнорм.=0,01x(34,1х100+1,3х20х100)х(1+0,01х0)=60,1 л.

Таким образом, расчётный расход топлива полуприцепа 20 тонн с тягачом КАМАЗ-54901 на 100 км составляет 60,1 литра.

Можно ли использовать собственные нормы расхода топлива?

Нормы расхода топлива, установленные Минтрансом, служат базовым ориентиром. Но, каждая организация имеет свою специфику: тип автопарка, условия эксплуатации, маршруты и т.д.

Когда целесообразно разработать собственные нормы расхода топлива:

  • Отсутствие данных в нормативных актах. Если в нормативных документах Минтранса отсутствуют данные по конкретным моделям транспортных средств, используемым в организации, то разработка собственных норм становится необходимой.
  • Высокий износ автопарка. С течением времени автомобили изнашиваются, что приводит к увеличению расхода топлива. В этом случае применение стандартных норм может привести к завышению фактического расхода.
  • Специфические условия эксплуатации. Если организация эксплуатирует транспорт в сложных условиях (например, в горной местности или при частых простоях), то применение стандартных норм может быть некорректным.

Какие факторы могут влиять на расход топлива?

Фактический расход топлива транспортного средства может существенно отличаться от расчётных норм. На этот показатель влияет множество факторов, начиная от технических характеристик автомобиля и заканчивая стилем вождения.

Марка и модель седельного тягача, его системы подачи топлива

Дизельные двигатели, как правило, экономичнее бензиновых. Мощность и объем двигателя также влияют на расход топлива. Более мощные моторы потребляют больше топлива. Современные системы впрыска топливной смеси (Common Rail, насос-форсунки) более точно дозирую топливо, что способствует снижению расхода. Старые механические системы впрыска, как правило, менее экономны.

Примеры расхода топлива для различных грузовых авто и тягачей*:

Марка и модель

Средний расход топлива (л/100 км)

Scania R500

25-30

Volvo FH540

24-29

MAN TGX 540

25-30

Mercedes-Benz Actros 2663

26-32

DAF XF 480

24-29

Iveco Stralis XP 500

25-30

* В таблице приведены примеры для типа двигателя – рядная «шестерка»,
тип топлива - Дизель.

Аэродинамическое сопротивление грузового автомобиля

Чем более обтекаемая форма кузова, тем меньше сопротивление воздуха и, соответственно, меньше потребляется топлива. При увеличении скорости, особенно после 80 км/ч, сопротивление воздуха резко возрастает, что приводит к значительному увеличению расхода топлива. Например, при скорости 120 км/ч до 46% топлива тратится на преодоление аэродинамического сопротивления. Установка дополнительных элементов (спойлеров, дефлекторов) позволит улучшить аэродинамические показатели.

Погодные условия

Погода оказывает существенное влияние на расход топлива. Низкие температуры увеличивают вязкость топлива, что затрудняет его подачу и сгорание, повышая расход. Сильный ветер создаёт дополнительное аэродинамическое сопротивление, особенно для высоких грузовиков. Лед, снег или дождь ухудшают сцепление колёс с дорогой, вынуждая двигатель работать в более напряженном режиме. Кроме этого, системы обогрева и кондиционирования, активно используемые в разные сезоны, также влияют на расход топлива.

Маршрут и дорожные условия

Рельеф местности, состояние дорожного покрытия, наличие пробок и других препятствий существенно влияют на расход топлива. Подъёмы, спуски, повороты, неровности дороги увеличивают нагрузку на двигатель и, соответственно, расход топлива.

Распределение нагрузок на оси полуприцепа

Неравномерное распределение нагрузки на оси полуприцепа приводит к увеличению сопротивления качению и, как следствие, к повышению расхода топлива. Оптимальное распределение нагрузки позволяет снизить расход топлива и повысить износ шин.

Стиль и навыки вождения

Стиль вождения играет важную роль в формировании расхода топлива. Резкие ускорения, торможения, частые переключения передач приводят, в том числе, к увеличению расхода горючего. Плавный стиль вождения, соблюдение скоростного режима и прогнозирование дорожной ситуации позволяют снизить расход топлива.

Зачем организациям нормировать потребление ГСМ?

Нормирование расхода топлива – это не просто формальность, а инструмент управления. Он помогает:

  • планировать бюджет и точно рассчитывать затраты на топливо;
  • выявлять неэффективное использование топлива;
  • планировать наиболее экономные маршруты;
  • повышать эффективность использования автопарка.
  • минимизировать выбросы вредных веществ.

Нормы расхода – это ключ к экономии и эффективности вашего бизнеса. Хотите снизить расходы на топливо? Обратите внимание на технику БОНУМ – наши магистральные и другие виды полуприцепов не только надёжны, но и помогают экономно потреблять топливо. Например, предлагаем новинку – самосвальные полуприцеп БОНУМ.


*Вся информация представлена исключительно в ознакомительных целях. ООО «БОНУМ» не несет ответственности за действия третьих лиц.

Новости
другие статьи
Все
Цистерны
Зерновозы
Сельхозтехника
Магистральные
Другое
Конструкция бензовоза: устройство цистерны внутри и снаружи
Конструкция бензовоза: устройство цистерны внутри и снаружи
Заземление бензовоза при сливе топлива на АЗС: последовательность подключения
Заземление бензовоза при сливе топлива на АЗС: последовательность подключения
Сколько по времени сливается бензовоз на заправке?
Сколько по времени сливается бензовоз на заправке?
Установка систем нижнего налива
Установка систем нижнего налива
Основные способы и правила перевозки цемента. Какие документы нужны?
Основные способы и правила перевозки цемента. Какие документы нужны?
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Выгрузка полуприцепа зерновоза: как разгружают зерновозы?
Выгрузка полуприцепа зерновоза: как разгружают зерновозы?
Какая категория прав нужна на зерновоз?
Какая категория прав нужна на зерновоз?
Виды зерновозов: как выбрать полуприцеп для перевозки зерна?
Виды зерновозов: как выбрать полуприцеп для перевозки зерна?
Условия перевозки зерна: какие документы нужны?
Условия перевозки зерна: какие документы нужны?
Как работает посевной комплекс, и почему выгодно купить бункер-перегрузчик зерна для посевного комплекса?
Как работает посевной комплекс, и почему выгодно купить бункер-перегрузчик зерна для посевного комплекса?
Механическое повреждение зерновых и бобовых культур, подсолнечника (семечки) при уборке: как снизить травмирование?
Механическое повреждение зерновых и бобовых культур, подсолнечника (семечки) при уборке: как снизить травмирование?
Для чего нужен бункер-перегрузчик?
Для чего нужен бункер-перегрузчик?
Как с бункером BONUM заработать на 8 миллионов больше?
Как с бункером BONUM заработать на 8 миллионов больше?
Как снизить потери зерна и зерновых культур при уборке?
Как снизить потери зерна и зерновых культур при уборке?
Рис: полуприцепы BONUM на рисовых полях
Рис: полуприцепы BONUM на рисовых полях
Условия и правила перевозки грузов насыпью и навалом по дорогам России
Условия и правила перевозки грузов насыпью и навалом по дорогам России
От чего зависит радиус поворота тягача с полуприцепом?
От чего зависит радиус поворота тягача с полуприцепом?
Как проверить датчики и систему АБС полуприцепа?
Как проверить датчики и систему АБС полуприцепа?
Седельные тягачи с полуприцепом: какая категория прав нужна для управления?
Седельные тягачи с полуприцепом: какая категория прав нужна для управления?
О правилах контейнерной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
О правилах контейнерной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Какие бывают контейнеры для перевозки грузов: внешние и внутренние размеры
Какие бывают контейнеры для перевозки грузов: внешние и внутренние размеры
Как устроен и как работает механизм самосвального кузова полуприцепа?
Как устроен и как работает механизм самосвального кузова полуприцепа?
Какой полуприцеп лучше выбрать для перевозки различных видов грузов?
Какой полуприцеп лучше выбрать для перевозки различных видов грузов?
Почему лизинг выгоден?
Почему лизинг выгоден?
Осевой агрегат: какие бывают оси на полуприцепах и какие лучше?
Осевой агрегат: какие бывают оси на полуприцепах и какие лучше?
О выставке Золотая Нива 2024 года в Усть-Лабинске: даты проведения и наше участие
О выставке Золотая Нива 2024 года в Усть-Лабинске: даты проведения и наше участие
Какая категория прав нужна на трактор с прицепом?
Какая категория прав нужна на трактор с прицепом?