Нормы расхода топлива тягачей с полуприцепами – один из ключевых показателей эффективности автопарка. От точности его расчета зависит не только размер топливных затрат, но и планирование маршрутов, выбор транспортных средств и, в конечном счёте, прибыльность предприятия.
Российское законодательство устанавливает чёткие требования к нормированию расхода топлива для грузовых транспортных средств. Расчётные нормы по рекомендациям Минтранса РФ служат основой для определения допустимых значений потребления топлива и применяются при планировании перевозок, расчёте себестоимости и налогообложении. Понимание принципов расчёта и факторов, влияющих на расход топлива, поможет снизить затраты на топливо и повысить эффективность работы автопарка.
На сегодня нормы расхода топлива на полуприцепы регламентируются распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (в ред. от 30.09.2021) "О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Согласно этому документу расходы горюче-смазочных материалов делятся на несколько категорий:
Согласно методическим рекомендациям расход топлива тягача с полуприцепом можно рассчитать по следующей формуле:
Qнорм.=0,01x(Hснар.xS + Hтр.xW) x (1 + 0,01xD),
здесь использованы следующие обозначения:
Чтобы произвести расчёт, например, расхода топлива седельного тягача с полуприцепом по указанной формуле, потребуются соответствующие данные. В таблице указано, где их можно взять.
Показатель |
Обозначение |
Где брать |
Hб.н. |
Базовый расход топлива тягача |
Техническая документация завода производителя |
S |
Пробег грузовика в км |
Путевой лист, показатели тахометра |
D |
Величина поправочного коэффициента |
Рекомендации Минтранса |
Hр.п. |
Величина дополнительного расхода топлива, которая приходится на массу полуприцепа в л |
Составляет 1,3 л для дизельных моторов |
Gм.п. |
Значение массы полуприцепа |
Техническая документация завода производителя |
W |
Величина объёма транспортной работы |
Рассчитывается, как Gгр.х Sгр. |
Gгр. |
Вес груза |
Сопроводительные документы |
Sгр. |
Расстояние, пройдённое с грузом |
Путевой лист |
Hснар. |
Значение расхода топлива для снаряжённого седельного тягача |
Рассчитывается следующим образом Hб.н. + Hр.п.xGм.п. |
Hтр. |
Величина расхода топлива на выполняемую транспортную работу |
Нормативно принято считать, что составляет 1,3 л для дизельного топлива |
Норма расхода топлива тягача с полуприцепом зависит не только от характеристик самого транспортного средства, но и от множества внешних факторов, таких как дорожные, климатические и эксплуатационные условия. Для учёта этих влияний в расчётах используется поправочный коэффициент, который позволяет корректировать норму расхода горюче-смазочных материалов в сторону увеличения или уменьшения. В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций Минтранса, этот коэффициент выражается в процентах и применяется к базовой норме.
Ситуации, в которых корректируется норма расхода, детально описаны в пунктах 5 и 6 тех же рекомендаций. Например, повышенный расход топлива фиксируется при эксплуатации машины в крупных мегаполисах, на сложных горных дорогах, при низких температурах зимой, а также для автомобилей с большим пробегом. Напротив, снижение нормы возможно при движении по автомагистралям или в условиях оптимального дорожного покрытия.
Проведём расчёт для двух седельных тягачей без учёта транспортируемого груза.
Используем формулу: Qн=0,01х(Hб.н.хS)х(1+0,01хD)
Тут:
Расчет:
Qн=0,01х(29х100)х(1+0,01х5)= 30,45 л.
Итог: Volvo FH 500 без груза расходует 30,45 л/100 км с учётом поправочного коэффициента.
Используем ту же формулу: Qн=0,01х(Hб.н.хS)х(1+0,01хD)
Тут:
Расчет:
Qн=0,01х(28х100)х(1+0,01х3)= 28,84 л.
Итог: Scania R450 без груза расходует 28,84 л/100 км с учётом поправочного коэффициента.
Теперь проведём расчёт расхода топлива тягача с полуприцепом 20 тонн. В качестве примера возьмём тягач КАМАЗ-54901. Ниже представлены расчёты.
Тогда величина расхода топлива для автопоезда без груза Hснар. составит следующую величину:
- Hснар. = Hб.н. + Hр.п. × Hснар.
- Hsan = 25 + 1,3 × 7 = 34,1 л/100 км
Теперь определим норму на транспортировку груза весом 20 тонн. Норма расхода топлива на перевозку полезного груза Hтр. для дизельных автомобилей 1,3 л/100 т·км. Возьмём поправочный коэффициент D = 0% (отсутствие дополнительных факторов) и предположим, что пробег был 100 км.
Тогда, используя формулу, получим: Qнорм.=0,01x(34,1х100+1,3х20х100)х(1+0,01х0)=60,1 л.
Таким образом, расчётный расход топлива полуприцепа 20 тонн с тягачом КАМАЗ-54901 на 100 км составляет 60,1 литра.
Нормы расхода топлива, установленные Минтрансом, служат базовым ориентиром. Но, каждая организация имеет свою специфику: тип автопарка, условия эксплуатации, маршруты и т.д.
Фактический расход топлива транспортного средства может существенно отличаться от расчётных норм. На этот показатель влияет множество факторов, начиная от технических характеристик автомобиля и заканчивая стилем вождения.
Дизельные двигатели, как правило, экономичнее бензиновых. Мощность и объем двигателя также влияют на расход топлива. Более мощные моторы потребляют больше топлива. Современные системы впрыска топливной смеси (Common Rail, насос-форсунки) более точно дозирую топливо, что способствует снижению расхода. Старые механические системы впрыска, как правило, менее экономны.
Марка и модель |
Средний расход топлива (л/100 км) |
Scania R500 |
25-30 |
Volvo FH540 |
24-29 |
MAN TGX 540 |
25-30 |
Mercedes-Benz Actros 2663 |
26-32 |
DAF XF 480 |
24-29 |
Iveco Stralis XP 500 |
25-30 |
* В таблице приведены примеры для типа двигателя – рядная «шестерка»,
тип топлива - Дизель.
Чем более обтекаемая форма кузова, тем меньше сопротивление воздуха и, соответственно, меньше потребляется топлива. При увеличении скорости, особенно после 80 км/ч, сопротивление воздуха резко возрастает, что приводит к значительному увеличению расхода топлива. Например, при скорости 120 км/ч до 46% топлива тратится на преодоление аэродинамического сопротивления. Установка дополнительных элементов (спойлеров, дефлекторов) позволит улучшить аэродинамические показатели.
Погода оказывает существенное влияние на расход топлива. Низкие температуры увеличивают вязкость топлива, что затрудняет его подачу и сгорание, повышая расход. Сильный ветер создаёт дополнительное аэродинамическое сопротивление, особенно для высоких грузовиков. Лед, снег или дождь ухудшают сцепление колёс с дорогой, вынуждая двигатель работать в более напряженном режиме. Кроме этого, системы обогрева и кондиционирования, активно используемые в разные сезоны, также влияют на расход топлива.
Рельеф местности, состояние дорожного покрытия, наличие пробок и других препятствий существенно влияют на расход топлива. Подъёмы, спуски, повороты, неровности дороги увеличивают нагрузку на двигатель и, соответственно, расход топлива.
Неравномерное распределение нагрузки на оси полуприцепа приводит к увеличению сопротивления качению и, как следствие, к повышению расхода топлива. Оптимальное распределение нагрузки позволяет снизить расход топлива и повысить износ шин.
Стиль вождения играет важную роль в формировании расхода топлива. Резкие ускорения, торможения, частые переключения передач приводят, в том числе, к увеличению расхода горючего. Плавный стиль вождения, соблюдение скоростного режима и прогнозирование дорожной ситуации позволяют снизить расход топлива.
Нормирование расхода топлива – это не просто формальность, а инструмент управления. Он помогает:
Нормы расхода – это ключ к экономии и эффективности вашего бизнеса. Хотите снизить расходы на топливо? Обратите внимание на технику БОНУМ – наши магистральные и другие виды полуприцепов не только надёжны, но и помогают экономно потреблять топливо. Например, предлагаем новинку – самосвальные полуприцеп БОНУМ.
*Вся информация представлена исключительно в ознакомительных целях. ООО «БОНУМ» не несет ответственности за действия третьих лиц.