8 800 550-01-61 Заказать звонок
EN
каталог техники

Какие категории прав ТС нужны для управления полуприцепами?

22 мая 2023
Какие категории прав ТС нужны для управления полуприцепами?

Для тех, кто занимается грузоперевозками, используя для этого бортовые и тентованные полуприцепы, важным является вопрос о том, какая категория прав нужна для управления полуприцепом.

Правилами дорожного движения строго регламентировано, с какими категориями водительских удостоверений можно управлять прицепамы и полуприцепамы.

Водительское удостоверение с прицепом: категории прав в России

Если раньше при вопросе, какой категории права потребуются для управления транспортным средством с полуприцепом, звучал однозначный ответ – категории «Е», то теперь в классификации категорий появились некоторые нюансы. Они связаны с тем, что в 2013 году вносились изменения и поправки к правилам дорожного движения (ПДД). В результате этого появилась и сейчас используется новая классификация категорий.

Категория / подкатегория

Транспортное средство

Тип транспортируемого прицепа

В

Небольшие грузовики до 3,5 т

Лёгкие прицепы до 750 кг и грузовые прицепы более 750 кг (масса прицепа не превышает массы автомобиля) при этом суммарная масса прицепа и грузовика не превышает 3,5 т

ВЕ

Небольшие грузовики до 3,5 т с прицепом

Тяжелые прицепы более 750 кг (масса прицепа превышает массу автомобиля) при этом суммарная масса прицепа и грузовика не превышает 3,5 т

С

Грузовики от 3,5 т

Лёгкие прицепы массой не больше 750 кг

СЕ

Грузовики от 3,5 т с прицепом

Грузовые прицепы и полуприцепы массой более 750 кг в сцепке с тягачом

С1Е

Средние грузовики (от 3,5 т до 7,5 т) с прицепом

Тяжёлые прицепы массой более 750 кг при условии, что общая масса автосостава не превышает 12 т

D

Автобусы

Можно транспортировать лёгкие прицепы весом до 750 кг

D1

Небольшие автобусы

Лёгкие прицепы весом до 750 кг при условии, что общая масса автосостава не превышает 12 т

DE

Автобусы с прицепом

Можно транспортировать тяжёлые прицепы весом больше 750 кг

D1E

Небольшие автобусы с прицепом

Тяжёлые прицепы весом более 750 кг при условии, что общая масса автосостава не превышает 12 т

Логично, что с введением ряда новшеств у водителей появляются сомнения: "Какая категория нужна для управления грузовым тягачом с полуприцепом?"

Категории С, СЕ, С1Е – особенности и основные отличия

Согласно действующим ПДД есть несколько категории в водительских удостоверениях, которые разрешают управлять автомобилями в сцепке с прицепами и полуприцепами. К ним относятся категории «С», «СЕ» и «С1Е».

kategoriya.png

(Источник изображения: https://maincargo.ru/upload/resize_cache/webp/upload/medialibrary/68f/68f72bb2a3f0762d1b866ae703a7b9...)

Рассмотрим, какие разрешения и ограничения характерны для каждой из них, и как они могут применяться на практике.


Категория «С»


Удостоверения с этой категорией разрешают работать на грузовиках, у которых показатель разрешённой предельной массы превышает 3500 кг. Тут различают две категории грузовиков:

  • средние – масса в пределах 3500…7500 кг;

  • тяжёлые – масса больше 7500 кг.

Кроме этого категория «С» разрешает управлять автопоездами с лёгкими прицепами. К лёгким прицепам относятся прицепные средства, у которых предельный вес не превышает значение в 750 кг. На права с этой категорией можно сдавать при достижении 18-летнего возраста.

Если водитель успешно сдаёт на категорию «С», ему автоматически открывается подкатегория «С1». Ее наличие позволит работать на грузовиках, у которых согласно техническим характеристикам показатель предельно разрешённой массы соответствует диапазону значений от 3500 кг до 7500 кг.


Категория «СЕ»


Если открыта эта категория, водитель получает возможность работать на средних и тяжёлых грузовиках, пребывающих в сцепке с тяжёлыми грузовыми прицепами/полуприцепами. В эту категорию прицепов попадают прицепные средства, для которых величина разрешённой допустимой массы равна больше 750 кг. Поэтому если в процессе работы возникнет вопрос, какая категория прав нужна водителю на полуприцепы с тягачом, ответ уже понятен – «СЕ». Именно удостоверения с этой категорией открывают возможность работать на фурах и буксировать крупные грузовые прицепы/полуприцепы, у которых показатель разрешённой массы превышает 10 000 кг. Чтобы получить возможность сдавать на права этой категории, сначала нужно проработать на грузовиках категории «С». Общий стаж работы должен составить не меньше двенадцати месяцев.


Категория «С1Е»


Наличие удостоверения с этой категории позволяет управлять средними грузовиками в сцепке с тяжёлыми прицепами. Но обязательно должно соблюдаться условие, что суммарная предельная масса грузовика вместе с буксируемым прицепом не будет превышать 12 000 кг.

Часто водители задаются вопросами, подходит ли их удостоверение для работы в компаниях, осуществляющих грузоперевозки, и какой категорией полуприцепов они смогут управлять без нарушения ПДД. Ниже будут рассмотрены примеры использования той или иной категории водительских прав для буксировки различных видов прицепов/полуприцепов.

bonum-polupricep-02.jpg

Какая категория нужна на грузовые полуприцепы и тягачи в России?

Чтобы заниматься грузоперевозками в рамках действующих законов, не нарушая ПДД, водитель должен иметь соответствующие практические навыки и удостоверение с разрешающей категорией. Рассмотрим, какие категории прав на полуприцепы могут использоваться в России, и в каких случаях они подойдут.

Очень часто тем, кто работает на грузовиках приходится сталкиваться с задачей буксировки прицепа. Естественно, что возникает вопрос, какой прицеп можно возить с категорией «С», чтобы не нарушать ПДД? Что касается этой категории, то она разрешает управлять не только грузовиками и тягачами с разрешённой предельной массой больше 3500 кг, но и грузовиками в сцепке с лёгкими прицепами. В этом случае водитель сможет осуществлять грузоперевозки с помощью прицепов, у которых предельно допускаемый вес не превышает значение в 750 кг. Если же предстоит задача перевозки грузов с применением прицепов/полуприцепов весом более 750 кг, то без подкатегорий «СЕ» или «С1Е» уже не обойтись.

bonum-polupricep-03.jpg


Фуры и полуприцепы: какая категория ТС?


В РФ фуры и полуприцепы относятся к категории грузовых транспортных средств, используемых для перевозок грузов на большие расстояния. Согласно классификации ЕЭК ООН, грузовые автомобили соответствуют категории N. В неё входит несколько подкатегорий грузовиков:

  • N1 – автомобили, у которых технически допустимая масса (Мтд.) не больше 3500 кг;
  • N2 – грузовики с Мтд. больше 3500 кг, но меньше 12 000 кг;
  • N3 – грузовики с Мтд. превышающим 12 000 кг.

Чтобы ответить на вопрос, к какой категории ТС относится полуприцеп, рассмотрим ту же классификацию ЕЭК ООН. В ней указано, что полуприцепы являются механическими транспортными средствами категории «О» – прицепы и полуприцепы. В зависимости от величины технически допустимой массы, есть несколько категорий грузовых полуприцепов и прицепов:

  • О1 – прицепы с технически допустимой массой (Мтд.) до 750 кг;
  • О2 – модели прицепов и полуприцепов с Мтд. больше 750 кг, но в пределах до 3500 кг;
  • О3 – модели прицепов и полуприцепов, у которых значение Мтд. находится в интервале значений от 3500 кг до 10 000 кг;
  • О4 – крупные прицепы и полуприцепы с Мтд. больше 10 000 кг.

Поэтому, если возникает вопрос о том, какая категория прав нужна на тягач с полуприцепом, нужно пользоваться представленной классификацией. Как правило, для работы на тягачах с тентовыми и бортовыми полуприцепами потребуются права категорий «СЕ» и «С1Е». Кроме соответствующей категории прав на полуприцеп, водитель должен иметь еще и необходимые навыки вождения.


Можно ли управлять грузовым полуприцепом с категорией В или ВЕ? В каких случаях?


Многих интересует вопрос, какой прицеп можно транспортировать без категорий «СЕ», «С1Е», имея в наличии только удостоверение с категорией «В» и вообще, реально ли это? Несмотря на то, что категория «В» позволяет управлять легковыми машинами и небольшими грузовиками, есть ряд случаев, когда разрешается буксировать прицепы.

Кроме известного факта, что категория «В» предоставляет возможность буксировать лёгкие прицепы, её наличие позволит управлять и лёгкими грузовиками в сцепке с прицепами, чья масса превышает 750 кг. Чтобы это было в рамках правил, должны выполняться следующие условия:

  • величина разрешаемого веса прицепа не может превышать массу автомобиля без нагрузки;

  • если сложить величину максимально разрешённой массы прицепа и автомобиля, то в сумме должно быть не более 3500 кг.

  • когда водительское удостоверение имеет открытой подкатегорию «ВЕ», то разрешается буксировать прицепы, у которых максимальная масса более 750 кг, и она превышает вес автомобиля без нагрузки. Также с этой категорией прав можно транспортировать тяжёлые грузовые прицепы, которые в сцепке с автомобилем будут иметь суммарный вес больше 3500 кг.

Это те случаи, когда для буксировки прицепов подойдут водительские права категории «В или «ВЕ». Для других задач, связанных с грузоперевозками посредством прицепов/полуприцепов, потребуется категория «СЕ» и «С1Е».

Подводим итоги

Мы рассмотрели, какая категория прав нужна на грузовой прицеп/полуприцеп в разных ситуациях. Это поможет водителям работать в рамках действующего законодательства, не нарушая правил дорожного движения.

Кроме наличия прав определённой категории, важно иметь практические навыки управления транспортными средствами с грузовыми прицепами. Техника вождения имеет некоторые особенности и играет важную роль в плане безопасности на дороге. Поэтому, прежде чем приступить к работе на грузовиках с прицепом, нужно пройти специальное обучение и получить необходимые практические навыки.


*Вся информация представлена исключительно в ознакомительных целях. ООО «БОНУМ» не несет ответственности за действия третьих лиц

Завод БОНУМ рад предложить вам наши магистральные полуприцепы для тягачей (бортовые и тентованные), и также сельскохозяйственные тракторные полуприцепы в широком ассортименте моделей.


Источники и нормативные акты:

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в том числе с учётом изменений, внесенных: от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2018 N 508-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 331-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ, от 29.11.2021 N 389-ФЗ, от 14.04.2023 N 127-ФЗ, а также с изменениями, внесенными Постановлением КС РФ от 27.10.2022 N 46-П) - см. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/;

Статьи и информация с сайтов:

Внимание! Законодательные и нормативные акты могут быть изменены в соответсвии с установленными в РФ правовыми практиками и процедурами. Поэтому актуальность данных, указаных в статье, следует проверять на текущий момент.

Новости
другие статьи
Все
Цистерны
Зерновозы
Сельхозтехника
Магистральные
Другое
Заземление бензовоза при сливе топлива на АЗС: последовательность подключения
Заземление бензовоза при сливе топлива на АЗС: последовательность подключения
Сколько по времени сливается бензовоз на заправке?
Сколько по времени сливается бензовоз на заправке?
Установка систем нижнего налива
Установка систем нижнего налива
Основные способы и правила перевозки цемента. Какие документы нужны?
Основные способы и правила перевозки цемента. Какие документы нужны?
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Умная система WABCO OptiLink™
Умная система WABCO OptiLink™
Какая категория прав нужна на зерновоз?
Какая категория прав нужна на зерновоз?
Виды зерновозов: как выбрать полуприцеп для перевозки зерна?
Виды зерновозов: как выбрать полуприцеп для перевозки зерна?
Условия перевозки зерна: какие документы нужны?
Условия перевозки зерна: какие документы нужны?
Как работает посевной комплекс, и почему выгодно купить бункер-перегрузчик зерна для посевного комплекса?
Как работает посевной комплекс, и почему выгодно купить бункер-перегрузчик зерна для посевного комплекса?
Механическое повреждение зерновых и бобовых культур, подсолнечника (семечки) при уборке: как снизить травмирование?
Механическое повреждение зерновых и бобовых культур, подсолнечника (семечки) при уборке: как снизить травмирование?
Для чего нужен бункер-перегрузчик?
Для чего нужен бункер-перегрузчик?
Как с бункером BONUM заработать на 8 миллионов больше?
Как с бункером BONUM заработать на 8 миллионов больше?
Как снизить потери зерна и зерновых культур при уборке?
Как снизить потери зерна и зерновых культур при уборке?
Рис: полуприцепы BONUM на рисовых полях
Рис: полуприцепы BONUM на рисовых полях
О правилах контейнерной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
О правилах контейнерной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Какие бывают контейнеры для перевозки грузов: внешние и внутренние размеры
Какие бывают контейнеры для перевозки грузов: внешние и внутренние размеры
TIR - что это такое в грузоперевозках и что означает надпись TIR на фурах и прицепах?
TIR - что это такое в грузоперевозках и что означает надпись TIR на фурах и прицепах?
Виды тентованных полуприцепов
Виды тентованных полуприцепов
Прицеп и полуприцеп: отличия и преимущества
Прицеп и полуприцеп: отличия и преимущества
Какие виды и типы полуприцепов-контейнеровозов бывают?
Какие виды и типы полуприцепов-контейнеровозов бывают?
Какая категория прав нужна на трактор с прицепом?
Какая категория прав нужна на трактор с прицепом?
Что такое свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя: сроки действия и расшифровка
Что такое свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя: сроки действия и расшифровка
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Цепи заземления бензовозов и автоцистерн: почему и зачем?
Умная система WABCO OptiLink™
Умная система WABCO OptiLink™
Эксплуатация бензовоза в случае превышения массы ТС (более 40 тонн)
Эксплуатация бензовоза в случае превышения массы ТС (более 40 тонн)
Чем должен быть оборудован бензовоз согласно ДОПОГ?
Чем должен быть оборудован бензовоз согласно ДОПОГ?